Тифлопедагогам

10 января 2014
Воспитание детей с отклонениями в развитии

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. Это обусловливает необходимость проведения коренных преобразований в системе подготовки дефектологов, и в частности специалистов в области образования и воспитания лиц с нарушениями в  развитии .

Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах - дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах ,психологах, логопедах .Новые  педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы.

Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.

Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития; особенности их мышления, памяти и внимания, поведения, речи, моторики, а также учебная мотивация, эмоциональная сфера. Дан комплекс приложений, содержащих ценный практический материал прикладного характера.

Для студентов педагогических вузов, педагогов общеобразовательных школ, специалистов, связанных с коррекционно-развивающим обучением детей.

Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д. Шматко) - М.: «АКВА-РИУМ ЛТД», 2001. - 128 с.

Настоящее пособие - первый шаг в оказании информационной и методической помощи массовым детским садам и школам, где есть необычные дети: с нарушенным слухом, с нарушениями движений, с нарушением зрения. Пособие прямо адресовано педагогам этих учреждений. Оно может быть использовано учителями-дефектологами и родителями.

Много ценного найдут в пособии будущие учителя, а также широкий круг читателей - все те, кому не безразлична судьба ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Жить вместе и учиться вместе в начальной школе. - Мн.: Белорусский Экзархат - Белорусской православной церкви, 1999. - 36 с.

 Социальная интеграция в школах означает создание такой среды, где дети с особыми образовательными потребностями могли бы работать, играть и жить рядом с обычными детьми. Каждый ребенок при этом занимается по своей индивидуальной программе, которая обеспечивает максимальное развитие заложенного в нем потенциала.

Педагогам, дефектологам, логопедам и родителям предоставляется возможность
познакомиться с опытом работы организации "Жизненная помощь" (Германия) по интеграции детей с умственными ограничениями в общеобразовательную школу.                                     

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. -2-е изд. -М: Издательство «Экзамен», 2004. - 160 с. (Серия «Ранняя помощь»)

Часто ли мы играем с нашими маленькими детьми, знаем ли мы игры, которые не только заполняют досуг, приносят радость общения с малышом, но при этом совмещают элементы игры и учения.

В этой книге собраны игры, упражнения и занятия с малышами. Это результат многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста (1-3 года).

В процессе игры ребенок усвоит правильные формы поведения, научится взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях. Игры способствуют формированию положительных личностных качеств.

Для родителей, педагогов-дефектологов, воспитателей дошкольных детских учреждений.

Иовчук Н. М. Детско-подростковые психические расстройства. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 80 с. - (Коррекционная школа).

 В пособии рассмотрены наиболее распространенные в детском и подростковом возрасте пограничные психические расстройства. Проанализированы причины их появления и механизмы возникновения социальной дизадаптации в детско-подростковом периоде.

Представлены результаты психологических и психиатрических обследований в реабилитационных учреждениях и основы специальных методик работы с детьми, страдающими выраженными формами социальной дизадаптации. Приведен словарь специальных терминов.

Для специалистов воспитательных и образовательных учреждений -педагогов, психологов, дефектологов, а также студентов педагогических вузов.

Может быть полезно родителям, имеющим в семье проблемного ребенка.

Иовчук Н. М. Детско-подростковые психические расстройства. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 80 с. - (Коррекционная школа).

 В пособии рассмотрены наиболее распространенные в детском и подростковом возрасте пограничные психические расстройства. Проанализированы причины их появления и механизмы возникновения социальной дизадаптации в детско-подростковом периоде.

Представлены результаты психологических и психиатрических обследований в реабилитационных учреждениях и основы специальных методик работы с детьми, страдающими выраженными формами социальной дизадаптации. Приведен словарь специальных терминов.

Для специалистов воспитательных и образовательных учреждений -педагогов, психологов, дефектологов, а также студентов педагогических вузов.

Может быть полезно родителям, имеющим в семье проблемного ребенка.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

 Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Никишина В.Б.     Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 126 с. - (Специальная психология).

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Пособие знакомит с системой психореабилитационной работы в условиях образовательных учреждений и специализированных центров.

Адресовано практическим психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам, специалистам психолого-медико-педагогических комиссий. Будет полезно студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-272с.

Учебное пособие содержит теоретический и методический материал по основным разделам дефектологии, систематизированный по главам, соответствующим разделам коррекционной педагогики. Наибольшее внимание уделяется проблемам обучения умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития. Представлены методики коррекционной работы с детьми на уроках математики и естественных дисциплин.

Пособие может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. -М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.

 Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Для работников учебно-воспитательных комплексов (ясли - сад - начальная школа) для детей с нарушением зрения.

Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. -120 с. -(Коррекционная школа).

 В методическом пособии раскрываются психолого-педагогические основы трудового и профессионального обучения лиц с умственной отсталостью. Особое внимание уделено трудовой, предпрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также медико-социально-психологическому аспекту обучения.

Для специалистов, осуществляющих трудовую и профессиональную подготовку лиц с легкой умственной отсталостью в учебных заведениях профессионального образования (специализированных и общего типа), с умеренной умственной отсталостью - в детских домах-интернатах системы социальной защиты и психоневрологических интернатах, в центрах дневного пребывания.

Шпек О.     Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.

 Книга посвящена проблемам воспитания и обучения детей и подростков с умственной отсталостью. Изложив краткую историю развития олигофренопедагогики, автор раскрывает современные методические концепции, дает рекомендации по целостному развитию личности человека с умственной отсталостью. Представляет большой интерес для олигофрено-педагогов, как состоявшихся, так и будущих, для всех, кто так или иначе связан с лицами, имеющими умственную отсталость. Проникнутая высоким гуманизмом книга О. Шпека - полезное пособие для ученых, студентов и практиков не только в области олигофренопедагогики, но и в других отраслях специальной педагогики.



← все новости