Тифлопедагогам

10 января 2014
Слепой ребенок в семье

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 64 с.

 В учебном пособии представлены 10 методов диагностики состояния зрительно-вербальных функций у старших дошкольников и младших школьников, отобранных на основе апробации классических методик нейропсихологического исследования А.Р.Лурия. Описаны процедуры проведения тестов и количественного и качественного анализа результатов. Приведены данные апробации методов на различных выборках детей 5 - 9 лет. Описаны индивидуально-типологические различия в развитии зрительно-вербальных функций у детей. В Альбоме, который издается вместе с учебным пособием, дан рисованный тестовый материал.

Учебное пособие может быть полезно психологам, педагогам классов коррекционно-развивающего обучения, логопедам, дефектологам.

Брамбринг М.  Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / Пер. с нем. В.Т.Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

В книге рассказывается о воспитании супругами своей слепорожденной дочери в первые три года ее жизни. Подробно освещаются связанные с этим проблемы, рассматриваются способы их решения.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также для воспитателей коррекционных ДОУ и родителей.

Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. Авт.-сост.: Витковская А.М,, Кантор В.З., Никулина Г.В. , Рогушин  В.К. -  М.: ИПТК «Логос» ВОС,  1997.-  205 с.

 В настоящий сборник вошли материалы Международной научно-практической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, состоявшейся 28-30 октября 1996 года в Санкт-Петербурге. В конференции, организованной ЦП ВОС, кафедрой тифлопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им А. И. Герцена, приняли участие ведущие специалисты в области обучения, воспитания и реабилитации инвалидов по зрению.

Представленные в сборнике материалы раскрывают теоретические, экспериментальные и методические проблемы диагностики, развития и коррекции сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. По ряду причин данная область научно-практических исследований при всей своей значимости долгое время не становилась объектом комплексного рассмотрения. В основу раскрытия проблематики положена идея непрерывного образования инвалидов по зрению, отражающая современное понимание сущности социальной реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих.

Сборник предназначен для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений, культурно-просветительных учреждений системы ВОС, реабилитационных служб, студентов факультетов специального образования педагогических вузов.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

 Пособие знакомит с предметом и задачами тифлопедагогики, с ее медико-биологическими основами; раскрываются особенности психического развития детей с нарушенным зрением; определяются коррекционно-развивающие подходы к их воспитанию и обучению.

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений; будет полезно студентам средних педагогических заведений и специалистам-практикам в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Кондратов А.М., Руцкая Е.Н.  Воспитание детей в семьях незрячих родителей. Практическое пособие.- М.: ВОС, 1989.- 39 с.

 В пособии представлены и обобщены данные социологического опроса среди незрячих родителей по особенностям воспитания детей по трем возрастным группам: от рождения до 7 лет, от 7 до 13 лет, от 13 до 19 лет.

Пособие предназначается для незрячих родителей, культработников и реабилитологов, работающих на предприятиях ВОС.

Корнилова И.Г.     Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. -М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 160 с.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия,

Автор показывает, как, организуя креативную игру и участвуя в ней, взрослый может устанавливать доверительные отношения с детьми, развивать у них активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

В отличие от традиционной игры-драматизации где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения, а также служит коррекционным целям.

Для педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, а также родителей.

Солнцева Л.И., Хорош С.М.    Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - 2-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)

В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития незрячих детей раннего возраста, и даны рекомендации по их воспитанию.

В основу пособия положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной работы с родителями и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам воспитания слепого ребенка.

Работа предназначена для родителей, но представит также интерес для тифлопедагогов и воспитателей. Она подготовлена специалистами-тифлопсихологами доктором психологических наук Л.И. Солнцевой и кандидатом психологических наук С.М. Хорош.

Солнцева Л. И.  Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.

 Книга посвящена проблемам психолого-педагогического изучения слепых детей дошкольного возраста. Автор знакомит читателя со стадиями развития компенсаторных процессов, их структурой и механизмами. Показывает ведущую роль деятельности в становлении компенсаторных процессов.                                 

Предназначена для психологов и педагогов,    занимающихся изучением   психики  нормальных  и   аномальных  детей,   и   прежде   всего  для  тифлопедагогов   и   тифлопсихологов,   работающих   со   слепыми   детьми дошкольного возраста.

Рафаловски, Т.Х. Ранняя интервенция слепых и слабовидящих детей: [Метод, пособие]. Вып. 3 / Рос. гос. б-ка для слепых; Пер. с англ. Г.С. Елфимовой,- М. –  2002. – 32 с.

 В данный выпуск вошли следующие три части работы Рафаловски - «Физические упражнения в самые ранние годы жизни», «Физические упражнения для детей более старшего возраста», «Помогите своему ребенку научиться безопасности движения». Надеемся, что приведенные в работе советы, конкретные рекомендации и предостережения помогут родителям, имеющим детей с проблемами зрения, правильно оценивать складывающиеся обстоятельства и находить самые верные пути решения возникающих проблем.

Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В.   Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. - 2-е изд. - М: Издательство «Экзамен», 2004. - 192 с. (Серия «Ранняя помощь»)

Книга посвящена особенностям заболеваний глаз у младенцев, методам ранней диагностики, коррекции и компенсации зрительных нарушений. Представлены результаты современных исследований в области детской офтальмологии, нейро- и психофизиологии зрения. Показан возрастной период, являющийся наиболее уязвимым к ограничению зрительного опыта и одновременно оптимальным для коррекции развивающихся зрительных функций ребенка. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.

Пособие адресовано дефектологам, психологам, врачам, студентам дефектологических, психологических и медицинских факультетов высших учебных заведений, а также родителям слепых и слабовидящих детей.

Фонд добрых событий: Из опыта работы Липецкой областной специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната III - IV вида для детей с нарушениями зрения. - Липецк: ГУП "Липецкое издательство", 2003.- 363с.; с илл.

Сборник методических статей сотрудников Липецкой областной специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната Ш-1\/ вида для детей с нарушениями зрения выходит в свет в год 40-летия этого уникального образовательно-воспитательного учреждения. Опыт работы школы представляет интерес не только для тифлопедагогов, но и для всех, кто работает с детьми.



← все новости