Тифлопедагогам

10 января 2014
Вниманию специалистов! Физическое воспитание детей с нарушением зрения

В нынешнее время одной из наиболее важных  проблем является забота о состоянии здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогическому персоналу детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-инвалида – это основа формирования личности.

Совокупность форм занятий физической культурой в детских садах  детей с нарушением зрения определяет и его будущую организацию двигательного режима, который строится на основе офтальмо-гигиенического режима, показаний и противопоказаний к выполнению детьми отдельных движений, а также зрительных возможностей детей  Занятия физической культурой – основная форма организации физического воспитания детей с нарушением зрения, которые проводятся в соответствии с требованиями программ для детского сада по показаниям врача-офтальмолога.

Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.

Научно-методический журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе» предлагает научные статьи, передовой практический опыт в дошкольных учреждениях, методики физического воспитания, диагностические методы, фотографии.  Выпускается 1 раз в год с 2000 года.

Исходя из определенной модели коррекционной помощи в процессе физического воспитания детей с нарушениями зрения, определятся и набор элементов, через которые осуществляется развитие двигательной активности. Отсюда и интерес авторов к тем или иным проявлениям, аспектам такой деятельности.

Несколько слов о рубриках, в рамках которых формируется материал.

Рубрика «Плечом к плечу» – это своего рода площадка для обмена опытом. Здесь читатели могут познакомиться с работами различных специалистов, с их опытом физического воспитания.

Рубрика «Физкультурное оборудование» знакомит читателей с применением промышленных тренажеров и пособий, а также социального оборудования в физическом воспитании детей с нарушением зрения.

Рубрика «В записную книжку» представляет возможность читателю познакомиться с некоторыми понятиями тифлопедагогики, тифлопсихологии и физического воспитания.

В номерах второй половины двухтысячных появляются рубрики «Пространственная ориентировка», «Индивидуальный урок», «Мелкая моторика» и др.

Если начать с общеобзорных статей, то в первую очередь, следует обратить внимание на работы Б. К. Тупоногова «Принципы тифлопедагогического процесса» из № 7 за 2006 и «Физическое воспитание детей с нарушениями зрения»  (10/ 2009).

Тупоногов Б. К. – старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО. В первой своей статье автор предпринимает попытку сформулировать и обосновать тифлопедагогические принципы на современном этапе и наметить дальнейшие шаги  в развитии тифлопедагогики. Вторая –  посвящена  Марии Ивановны Земцовой. М. И. Земцова – ведущих тифлопедагог страны, основатель собственной научно-исследовательской школе. Автор статьи приводит исторические и биографические данные,  подробный анализ экспериментальных анализов результатов работы ее коллектива по созданию системы реабилитации незрячих детей.

Богатое творческое наследие профессор М. И. Земцовой востребована в нашей стране и за рубежом, поэтому статья Тупоногова Б. К. в рубрике «История тифлологии»  будет полезна не только студентам и научным сотрудникам, но педагогам-практикам.

Одним из условий качественного обучения, воспитания и реабилитации детей с нарушением зрения является понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе психолого-педагогического воздействия. «Однако в этом вопросе в тифлопедагогической литературе много путаницы и разночтений, что вызывает трудности и в тифлопедагогической практике» – считает кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Денискина Венера Закировна. Ее статья «Классификация детей с нарушением зрения», опубликованная в № 8 за 2007 год уточняет и пересматривает ряд терминов тифлологии. В связи с этим,  автор предлагает  усовершенствовать и классификацию детей с нарушением зрения, которая необходима для реабилитационной работы. Несмотря на теоретизированный подход  к проблеме статья будет полезна и родителям с точки рекомендаций автора по сохранению у детей зрительных впечатлений и образов.

№ 10 за 2009 год  опубликовал статью Губаревой Р. А. «История и проблемы специализированных детских садов для детей с нарушением зрения».  Эта статья – для руководителей, учащихся, студентов и тех, кто интересуется тифлопедагогической практикой.

Очень важно, чтобы родители, как можно раньше, осознали необходимость воспитания и обучения ребенка. О том, как правильно это сделать читайте в статье Е.Н. Подколзиной «О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения», рубрика «Семейное воспитание».

На примере содержания одного из физкультурных занятий Смирнова И. А. в своей статье «Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» (6/2005) рассматривает цели,  задачи, способы реализации такой деятельности.

Роль двигательного анализатора в развитии детей с нарушением зрения с позиций ряда ученых, обоснование необходимости создания эффективных методик обучения слепых двигательным действиям читайте в статье Мартиросян Г. Д. и Сафарян Р. Т. «К проблеме развития движения у детей с нарушением движения» (№ 5 за 2004 год).

Обучение каждого слепого ребенка двигательной активности в дошкольном учреждении или в начальной школе своеобразно и, как правило, индивидуально. Слепые дети, приходящие в школу, физически подготовлены различно. Но такое развитие необходимо. Для того, чтобы ребенок понимал необходимость занятий физической культурой, необходимо правильно сформировать представление о необходимый действиях. И поможет специалисту в этом гимнастика. Она актуальна для детей с разной степенью нарушения зрительной функции. Именно занятия гимнастикой развивают у слепого ребенка мышечное чувство, раскрепощают его, учат владеть телом, помогают  быстрее и успешнее адаптироваться к условиям жизни, развивают положительную мотивацию. Об этом читайте в статье  Ивантьева В.В. «Гимнастика – основа физического воспитания слепых детей» (№ 9 за 2008 год).

Задумывались ли вы о ценности прогулки в коррекционной деятельности.  А ведь во время прогулки тифлопедагог много сможет сделать, если творчески подойти к этому: развить творческий потенциал ребенка,  физическую активность много  другое. Своими рекомендациями и советами поделиться Е. Н. Подколзина в статье «Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения». (№ 7 за 2006 год).

В этом же номере статьи Яремчук Г. С. «Улыбнись солнечному зайчику» и Краснянской А. С. «Утренняя зарядка на воздухе», где речь пойдет также о занятиях на воздухе.

В статье «Досуг, как часть коррекционно-педагогической работы с детьми с косоглазием и амблиопией» учителя-дефектолога из Москвы Скворцовой Л. В. представлен пример организации досуга детей подготовительной группы.

О значении физических нагрузок в жизни маленького человека с нарушением зрения речь идет в статье Денискиной В. З., написанной в соавторстве с заместителем директора ГОУ «Начальная школа-детский сад № 1697» г. Москвы Машковой Т. Н. Статья опубликована в № 4 за 2003 год. Автор подчеркивают, что физминутки имеют важное значение в общем воспитательном процессе, описывают коррекцию вторичных отклонений и рекомендуют свою методику формирования картотеки физминуток. И так, рубрика «Плечом к плечу», статья «Коррекционная направленность физминуток в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения».

Тифлопедагог, проводя коррекционную работу, постоянно сравнивает физическую подготовленность нормально видящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Необходимость подобного сравнения зависит от дополнительного тестирования слабовидящего, направленного  на оценку координационных способностей. Об этом речь пойдет в статье Серажетлиновой Н. А. «Оценка физического развития детей 6 лет в дошкольном учреждении комбинированного вида» (№ 6 / 2005).

Рубрика «Тифлопсихология»  10/ 2009 предлагает читателю материал старшего преподавателя кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики МГОУ Шимгаева А. Н. «Особенности эмоциального отношения слабовидящих подростков к зрительному дефекту». Статья вобрала в себя широкий спектр проблематики и, потому, может заинтересовать не только специалистов, но и родителей, учителей общеобразовательных школ, психологов общей практики.

Анализ результатов, проведенного им исследования показал, что огромную роль в эмоциональном самочувствии  детей «играет отношение к школе, отдельным урокам, учителям». Большинство подростков с дефектами зрения испытывает страх  в общении со сверстниками, учителями.

Большинство из них не хотело бы поменять спецшколу на массовую. Психологический климат первой для такого подростка куда более комфортной нежели в последней.

Обращаем внимание наших читателей на публикацию в этом номере статьи уже упомянутой нами выше заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики РАО В. З. Денискиной под названием «Состояние обучения ориентировки в пространстве учащихся школ III-IV». В статье изложен анализ курса коррекционных занятий с детьми по теме «Ориентировка в пространстве». А также статья Подколзиной Е. Н. – тифлопедагога одного из детских садов комбинированного типа г. Москвы – «Коррекционная направленность использования игрового материала в детском саду для детей с нарушениями зрения». Большой опыт, результаты наблюдений, практические советы – все это делает публикации этих политологов достаточно интересными широкому кругу читателей, а также родителям.

Продолжением темы, поднятой Е. Н. Подколзиной являются статьи Мишина М. А. «Подвижные игры с использованием визуально-развивающейся среды» (№ 1 / 2009) «Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала» (№ 6 / 2005). В работах изложен опыт работы детских садов  №№12 и 724 г. Москвы по созданию визуально-развивающей среды в процессе коррекционной работы.

Интересным опытом  проведения занятий со сказочными персонажами делятся воспитатели из г. Москвы И. А. Смирнова и А. С. Краснянская. «Зайчик в кругу», «Шлепанки» и другие игры уже можно взять для своей работы, или немного изменить, согласно, особенностям вашего детского коллектива.

Как должны проходить уроки физического воспитания подрастающего поколения – важный, и, по-прежнему актуальный вопрос. «Кому нужна физкультура?» – так конкретизирует этот вопрос в своей статье ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы Патранина Т. А. Статья  опубликована в №1 за 2000 год. Для того, чтобы на него ответить, автор провел исследование. Анализ данных, полученных в результате этого анализа, и лег в основу статьи.

Среди ребят начальных классов школы № 493 г. Москвы провели опрос. Одним из его вопросов был – «Тебе нравится урок физкультуры?». 90% ребят ответили «Да». Этот ответ хорошая предпосылка для поддержания интереса ребенка к подвижному образу жизни. Для специалистов будут интересны и другие ответы опроса. «Движения, которые радуют ребенка», «Любимые виды спорта» и др.  Проведенное исследование  станет основой для формирования новых методик привития здорового образа жизни незрячим малышам.

Опыт московских коллег поможет и нашим читателям составить свою программу физической подготовки воспитанников.

В № 1 за 2000 год в рубрике «Плечом к плечу» представлена статья кандидата  педагогических наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Нижегородского института образования Сековец Л. С. «Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзивного лечения». Основные тезисы этой публикации: специфические особенности физического развития, согласованность действия рук и ног, коррекционная направленность, коррекционная гимнастика.

Кроме этого,  автор дает подробный исторический экскурс по данной проблематике. Нашему вниманию представлены основные компоненты теоретических построений В. П. Ермакова, М.  И. Земцова, Л. Виноградова и др.  Основываясь на изысканиях ведущих психологов, автор предлагает свою методику проведения занятий физической культурой.

Список литературы, приведенный в конце публикации, позволит углубить изучение данного вопроса.

Еще одна статья Сековец Л. С. – «Развитие зрительного восприятия в процессе физического воспитания» – опубликована в № 2 за 2001 г. Автор воспроизводит организацию зрительного восприятия, разбирает предметно-развивающую среду по компонентам, анализирует зрительно-моторные фук при физических нагрузках ребенка, предлагает большой дидактический материал.

По мнению автора, «для организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре и пространственной ориентировке, необходимо:

  1. создать установку на восприятие;
  2. формировать умение наблюдать;
  3. предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии;
  4. учитывать индивидуальные возможности детей;
  5. обеспечивать страховку при выполнении упражнений».

Вариативность этих средств определить и выбор средств для зрительного восприятия.

Коррекционно-педагогическую значимость имеет и выбор тренажера.

Предлагаемая автором методика поможет нашим читателям создать свой комплекс упражнений.

Проблемы детей косоглазием и амблиопией – главная тема статья Нарожной О. Ю. и Кедровой О. А. «Адаптация детей 2-3 –летнего возраста с косоглазием и амблиопией к водной среде в бассейне дошкольного учреждения», опубликованной в № 8 за 2007 год.

Стоит также упомянуть и статью Муллабаевой И. В. этого же выпуска журнала «Улыбка, осанка, хорошее настроение!», в которой представлена оздоровительная методика на основе синтеза различных направлений развития детского организма. Здесь наши читатели найдут упражнения и рекомендации по их осуществлению.

Работа с детьми, у которых наблюдаются серьезные нарушения зрения,  стала объектом осмысления в статье Ростомашвили Л. Н. «Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения».

«При этом должны учитываться следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенность индивидуального развития ребенка; облегченный режим зрительной нагрузки; умелое чередование физической нагрузки и отдыха; зрительный тренинг в течение урока; использование специальных приемов и методов обучения двигательным навыкам; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе развития».

При таких заболеваниях противопоказаны такие виды спорта, как футбол, хоккей, баскетбол. Однако полезным считают посещение бассейна, занятия художественной гимнастикой, настольным теннисом, шашками, шахматами.

Кроме того, автор в помощь учителям приводит таблицу внешних признаков утомления и комплекс упражнений для зрительного тренинга по Г. Демирчогляну. Статья опубликована в № 1 2000 г.

И еще одна статья этого выпуска (№ 1 за 2000 год). «Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога». Обширная публикация вместила многие, если ни все аспекты данного направления. Авторы – Мишин М. А. и Тюбейкина З. Н. –  рассмотрели принципы зрительной гимнастики, дали подробный обзор специальных тренажеров и все это в сочетании с физическими упражнениями и пространственной ориентировкой.

Не обойти вниманием статью научного сотрудника Института коррекционной педагогики РАО из Москвы Григоряна Л.Л., опубликованную в №2 «Офтальмологические рекомендации к проведению учебно-воспитательных работ в школах для слепых и слабовидящих детей».

Статья общего плана, но поднимает широкий круг проблем: пользование очками, оптимальное расстояние до доски, профилактика зрительного утомления, осанка, противопоказания  некоторых видов физических упражнений. Целый ряд рекомендаций, предлагаемых автором, будет полезен как специалистам, так и родителям.

Абсолютным рекордсменом по публикациям является М. А. Мишин, научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО. Его перу принадлежат ряд статьей, написанных самостоятельно и в соавторстве.

Так, № 2 за 2001 год опубликовал материал под названием «Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога». Вторым автором этой статьи выступила Е. А. Козлова.

Предлагаемый комплекс упражнений для этих видов заболеваний, они дополняют акцентом на  ориентировку и моторику.

Авторы разделяют мнение Л. С. Сековец, что «комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка…».

А № 4 за 2003 год поместил на своих еще одну работу  М. А. Мишина, связанную с этой проблематикой. Его взгляды здесь разделили И. А. Смирнова и Тюбейкина З. А. «Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией». Здесь наши читатели могут найти комбинированные упражнения по мелкой моторике и зрительной гимнастике.

В № 5 за 2004 помещена статья  Мишина М. А., написанная в соавторстве со Смирновой и Ванюшиной О. В. «Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка. Тестирование и развитие у детей с косоглазием и амблиопией».

В следующей статье М. А. Мишина, «Способы группового обучения элементам плавания в дошкольном учреждении» (№ 6 за 2005 год) показана возможность эффективного обучения плаванию детей дошкольного возраста с помощью плавательных средств. В статье «Упражнения с обручем в индивидуальных занятиях со слепым ребенком» (№ 7 за 2006 год) автор предлагает цикл упражнений с обручем, которые полезно проводить с дошкольником. В статье «Игры с мячом на воздухе в дошкольном учреждении» (№ 5 за 2004 год) предлагается практический вариант оформления и использования территории образовательного учреждения для проведения игровых упражнений.

Родители ребенка с патологией зрения несут удвоенную нагрузку при воспитании такого ребенка. Между тем родители не всегда способны оказать необходимую педагогическую помощь. В результате к моменту поступления в школу, ни дети, родители не готовы к такому шагу.

Обращает на себя внимание статья  «Использование гимнастики А. Н. Стрельниковой на уроках ЛФК в начальных классах школы-интерната для слепых и слабовидящих детей»№ 4 за 2003 год. Ее автор учитель из Москвы Т. В. Ужаровская. Автор соединяет методику оздоровления А.Н. Стрельниковой и практику преподавания физкультуры в коррекционных учреждениях. На выходе мы имеем еще один комплекс упражнений для слабовидящих детей, который можно использовать в готовом виде или видоизменить. Кроме это,  полезным для наших читателей будет и анализ особенностей использования подобных технологий, рекомендации.

В этом ключе можно рассмотреть и нетрадиционную для коррекционных учреждений работу выше упомянутого Мишина и Сумской Т. В. «Гимн солнцу» как знакомство слепого ребенка с хатха-йога». Сторонники нетрадиционной медицины и оздоровительных методик почерпнут здесь много интересного. Понятия, трудности, ошибки, рекомендации, упражнения для релаксации, 10-дневный обучающий курс, и конечно, выводы по уже проведенной работе в этом направлении.

«Цикл занятий хатха-йогой со слепым ребенком» – самостоятельная работа Т. В. Сумской помещена в № 7 за 2006 г. Здесь изложенный в предыдущей статье «Гимн солнца» преломляется через призму индивидуальных занятиях с ребенком. Представленный в статье материал полностью готов для применения на  практике. Это позволит нашим читателям использовать их в своей работе.

О применении специальных приспособлений в обучении говорится в статье преподавателя физического воспитания Ереванского института Азаряна А. Р. Проводимые под его руководством экспериментальные исследования показали обоснованность применения набора основных средств, методы и условия обучения детей правильной ходьбе.

На различных этапах педагогического эксперимента учащиеся разучивали специальные упражнения и задания по ходьбе, ориентируясь по звукам, на шаги впереди идущего, затем рядом идущего, по памяти. Разучиваемый учебный материал постепенно усложнялся. Результаты этих исследований дали положительный результат. О ходе эксперимента читайте в статье «Применение специальных приспособлений в обучении слепых и слабовидящих детей в различных условиях». Статья опубликована в № 4 за 2003 год.

Общеизвестно, что слепота значительно затрудняет познавательную деятельность. Зачастую это основная причина деформации личностных качеств, навыков.

Поэтому большинство слепых и слабовидящих не умеют правильно ходить. У них неуверенная походка, наблюдается шарканье ногами, даже у молодых, плохая ориентировка и т. д.

Упражнения и игровые задания, направленные на формирование навыков ходьбы, найдем в его же статье  «Методика формирования  правильной ходьбы  и манеры движений у школьников с нарушением зрения (практические рекомендации)». Статья опубликована в № 5 за 2004 год. В ней учитывается и значение внешнего вида школьников с нарушением зрения.

Тема оказалось настолько важной, что она нашла продолжение в следующем номере. Об этом речь идет в другой статье А. Р. Азаряна «Правильная ходьба и манера движений как важное условие социализации слепых и слабовидящих», опубликованной  в № 5 за 2005 год. Автор не только подчеркивает социальную значимость обучения правильной ходьбе, но и экспериментально это доказывает.

Народные игры, как часть традиционной русской культуры, всегда занимали значимое место в социализации детей. В играх передавались традиции быта, норм поведения. В то же время народная игра проста по форме, но доступна, и значима с точки зрения передаваемой информации. В статье «Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников с косоглазием и амблиопией» (№ 3 за 2006 год). Ее авторы Кузьмина, Смирнова И. А. и Слепцова И. А. предлагают вашему вниманию  методический материал по использованию народных игр в практической деятельности тифлопедагога.

Рубрика «В записную книжку» № 5 за 2004 предлагает читателям рассмотреть вопросы этилогии и  патогенеза ретинопатии, проанализировать клинические проявления, обсудить диагностику лечения подобных заболеваний. Ретинопатия – хроническое мультифакторное заболевание глаз преждевременно рожденных детей, вследствие новообразования сосудов в клетчатке появляется соединительная ткань в стекловидном теле, влекущая за собой отслойку сетчатки и гибель зрительной функции.  Статья доктора медицинских наук  Парамей О. В. «Ретинопатия недоношенных: особенности заболевания».  

Опыт обучения слепого ребенка шести лет катанию на коньках в условиях родители и тифлопедагоги найдут в статье Лысиковой Т. Н. «Начальное обучение катанию на коньках слепого ребенка дошкольного возраста» (№ 9 за 2008 год).

Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям.

На помощь приходит гимнастика, физическая культура.

Напоминаем нашим читателям, что ознакомится с журналом «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе» можно в тифлоинформационном отделе Липецкой областной специальной библиотеке для слепых.



 Все записи